История

Первое десятилетие.

Годы: 1958-1968.

1958. Десятое сентября. Начало первых занятий во вспомогательной школе, которая располагается в здании школы рабочей молодёжи по ул. Химиков 10. Детей встречают первые учителя: Александра Павловна Столярова и Елизавета Алексеевна Скорнякова

1962. При школе организован интернат. Учреждение получает статус школы-интерната и располагается по ул. Ленина 12. Открываются первые школьные мастерские: столярная и швейная.

1965. Первый выпуск детей на предприятия города.

1966. 1 сентября открываются двери новой школы по ул. Ломоносова 104. В этом огромная заслуга заведующего ГОРОНО Романа Христиановича Тибелиуса. Правое крыло занимает интернат, левое – школа. Учреждение имеет большие мастерские, спортивный и актовый залы, душевые комнаты, свою баню, столовую, медицинский кабинет. Директором школы назначен молодой специалист- дефектолог Лев Александрович Грачёв. Александра Павловна Столярова становится завучем по УВР. По воспитательной работе назначена Елена Никифоровна Фролова.

Второе десятилетие.

Годы: 1968-1978. Напомним наиболее важные события этого периода.

1970. Директором вспомогательной школы-интерната назначается Владимир Васильевич Коркунов. Сегодня – это известный и уважаемый профессор Уральского педагогического университета

1971. Полина Петровна Кокоулина становится заместителем директора по УВР.

1973. Заместителем директора по воспитательной работе назначается Нина Ивановна Загородских.

1974. Начинается работа по созданию кабинетной системы обучения.Открываются ещё 2 школьные мастерские: слесарная и обувная. Школе присваивают звание «Школа образцового порядка».Владимир Васильевич Коркунов делится опытом работы на республиканских педагогических чтениях в Москве.

с 1971 по 1976 годы на базе школы проведено 3 областных семинара.

1976. По инициативе директора школы 5 педагогов поступают в Свердловский педагогический институт.

1977. Методический кабинет школы занимает 1 место в городском смотре-конкурсе учебных кабинетов. В этот период каждым педагогом на общественных началах ведутся во внеурочное время кружки по интересам. Ежедневно проводятся воспитательские занятия. Каждый день посвящён определённому направлению воспитательной работы. Значительное место в жизни школы занимает пионерская организация. Педагогический коллектив активно участвует в городских смотрах художественной самодеятельности, регулярно занимает призовые места, за что награждается туристическими путёвками в города: Свердловск, Пермь, Киев, Волгоград.

Третье десятилетие.

Годы: 1978-1988. Напомним наиболее важные события этого периода.

1977. Директором назначается Владимир Николаевич Смирнов, который много внимания уделяет укреплению материально-технической базы, работает в тесном контакте с шефствующими предприятиями. Под его руководством хорошо спланирован производительный труд в школьных мастерских. Будучи преподавателем физкультуры, он большое внимание уделяет спортивно-массовой работе с детьми, оборудует спортивную площадку при школе.

1983. Директором школы становится Надежда Георгиевна Подвинская.

1985. Пионерской организацией школы, в которой насчитывается 11 отрядов, 4 октябрятские группы, руководит Елена Васильевна Мясникова. Школьные мастерские активно помогают городу. Учащиеся шьют изделия для фабрики «Красный Урал» (учитель швейного дела Галина Андреевна Чеснокова), тапочки для больницы (учитель обувного дела Валентина Алексеевна Капутина), изготавливают рабочие инструменты для шефствующего предприятия «Пермэнерго» (учитель слесарного дела Сергей Николаевич Вахонин). Столярная мастерская под руководством Григория Митрофановича Мурашко выполняет большой объём школьных заказов.

1987. Школа-интернат, которую посещали дети, имеющие родные семьи, реорганизована в школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обучается 198 детей. В классах сидит по 20 человек, в спальных комнатах интерната проживает по 10-12 воспитанников. Педагогический коллектив во главе с молодым директором Надеждой Георгиевной Подвинской понимает ответственность, возложенную на него государством, и старается сделать всё, чтобы окружить детей заботой и вниманием. Главной своей задачей считает создание для воспитанников условий, приближённых к домашним.

1988. Райком партии награждает педагогический коллектив вспомогательной школы-интерната почётной грамотой за плодотворную работу в деле воспитания подрастающего поколения и в связи с 30-летием школы.

Четвёртое десятилетие.

Годы: 1988-1998. Напомним наиболее важные события этого периода.

1992. Заместителем директора по УВР назначается Ольга Николаевна Фарр.

1994. Учреждение занимает дополнительное здание по ул. Суворова для обучения и проживания учащихся начальной школы. С этого времени за ним закрепляется название «Младший блок».Старшими воспитателями назначаются Маргарита Петровна Березина и Татьяна Юрьевна Воденникова.

1996. В школе разрастается сеть кружков. Создаётся система дополнительного образования, которую возглавляет заместитель директора по дополнительному образованию Ирина Викторовна Калинина.

В этот период растут достижения наших воспитанников. Вот некоторые из них:

  • победа в смотре-конкурсе прикладного творчества в разделе «Лоскутная техника» (руководитель Татьяна Алексеевна Рыжова)
  • дважды лауреаты областного конкурса творческих коллективов «Звёздочки Прикамья» и лауреаты областного конкурса «Звёздочки Урала» (руководители: Ольга Геннадьевна Опарина и Галина Ивановна Камочкина)
  • неоднократные призёры городской выставки «Природа и фантазия» (руководитель Антонина Петровна Мухина)
  • первое место в областном литературном конкурсе для детей-сирот (руководители: Галина Степановна Шевнина и Светлана Фёдоровна Киселёва)
  • первые места в городских соревнованиях по лыжам, футболу, лёгкой атлетике, волейболу, 4 место во Всероссийских соревнованиях по конькобежному спорту (руководители: Татьяна Ивановна Юркова и Любовь Владимировна Виноградова)
  • летом воспитанники отдыхают и оздоравливаются во Всероссийской здравнице «Усть-Качка», в курортном городе Геленджик и даже в Болгарии.

1997. Учреждение получает статус экспериментальной площадки по теме «Создание
реабилитационного пространства для детей-сирот с нарушением интеллекта».

1998. Школа - победитель городского смотра-конкурса «Школа года – 98». В этом же году 1 место в городском конкурсе дидактических средств обучения занимает учитель столярного дела Алексей Варламович Радостев за учебное пособие «История развития жилища народов Прикамья». Звание «Образцовый» присвоено кабинету начальных классов, учитель Елена Сергеевна Игошева.

Пятое десятилетие.

Годы: 1998-2008. Напомним наиболее важные события этого периода.

1999. Школа - победитель городского смотра-конкурса «Школа года – 99»,лауреат премии имени А.А.Католикова

2000. Школа становится лауреатом Всероссийского конкурса «Школа века».Вручается грамота Министерства образования Российской Федерации за разработку авторских программ и методических пособий. Мы становимся опорной школой ПОИПКРО по методической работе.В этом же году на базе школы открывается стационарно- полевой оздоровительный лагерь «Надежда», который, начиная с 2005 года, является победителем городского смотра-конкурса на лучшую организацию отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в период летних каникул. Начальником лагеря является Владимир Васильевич Федулов.

2002. Школа занимает 1место во Всероссийском конкурсе на лучшую постановку спортивной работы (учителя физкультуры: Любовь Владимировна и Анатолий Витальевич Виноградовы)
В этом же году 1место в городском конкурсе дидактических средств обучения занимает учитель столярного дела Радостев Алексей Варламович за учебное пособие «Бондарная утварь».

2005. 5 место во Всероссийских соревнованиях по мини-футболу, г. Санкт-Петербург
В этом же году школа получает гранд за социальный проект «Путь к здоровью», профинансированный фондом «Березниковский характер»

2006. 2 место во Всероссийских соревнованиях по волейболу, г. Смоленск.
В этом же году в областном конкурсе дидактических средств обучения занимает учитель СБО Ковтонюк Марья Васильевна за разработку «Рабочей тетради» по предмету для 5 класса.Получает официальный статус школьный музей, бессменным руководителем которого является Полина Петровна Кокоулина. В течение 5 десятилетия 10 кабинетов получают статус «Образцовый».

2007. В связи с новыми требованиями современного общества в школе появляется должность заместителя директора по коррекционной работе, на которую назначается Людмила Анатольевна Бабушкина.

2008. Федулова Надежда Георгиевна прощается с коллективом и уезжает в город Владимир.
Директором школы назначается Кириллова Татьяна Леонидовна.

2009. В связи с реструктуризацией сети детских домов школа-интернат меняет свой юридический адрес и название. Учреждение получает статус «Коррекционного детского дома» и находится по адресу: улица Пятилетки, 65.

Дом, в котором мы живем

У каждого человека должен быть дом. Уютный и теплый, где его ждут и куда хочется приходить. Такой дом есть у березниковских ребятишек, лишенных родительского попечения или попавших в трудную жизненную ситуацию.

История «Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей» г. Березники берет начало 10 сентября 1958 года. Именно в тот солнечный осенний день началось обучение в первом и втором классах, открытых для детей с проблемами в обучении на базе школы рабочей молодежи. 26 ребят и две учительницы - Скорнякова Елизавета Алексеевна и Столярова Александра Павловна, по сути, заложили основы коррекционного обучения в г. Березники. Спустя несколько лет в школе созданы условия для обучения и проживания детей-сирот.

Работая в учреждении, бесценный опыт приобрела целая плеяда талантливых педагогов: директор школы-интерната – дефектолог Коркунов Владимир Васильевич (в последующем – преподаватель Свердловского педагогического института, кандидат педагогических наук, профессор специального образования Уральского государственного педагогического университета, руководитель научно-методического центра специального образования ПОИПКРО г. Перми), специалист-дефектолог Грачев Лев Александрович, Отличник народного просвещения Кокоулина Полина Петровна, Почетные работники общего образования Российской Федерации Загородских Нина Ивановна, Калинина Ирина Викторовна, Фарр Ольга Николаевна, Отличник народного просвещения, Лауреат премии имени Луначарского, Заслуженный учитель Российской Федерации Подвинская – Федулова Надежда Георгиевна и многие другие.

Совершенствование педагогического управления, целенаправленная работа по обновлению содержания образования, разработка и осуществление медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка, системный характер социальной поддержки и помощи выпускникам, простраивание городского реабилитационного пространства для детей-сирот с нарушениями интеллекта позволило педагогическому коллективу школы-интерната достичь высоких результатов.

В 1974 году по итогам городского соревнования среди школ города вспомогательной школе-интернату присвоено звание «Школа образцового порядка», а директор награжден значком «Победитель социалистического соревнования». С 1997 года по 2001 год школа-интернат работала в режиме опытно-экспериментальной площадки Департамента образования и науки Пермской области. Тема эксперимента: «Создание реабилитационного пространства для детей-сирот с нарушением интеллекта в г. Березники». В 2000 году школа приобрела статус опорного образовательного учреждения ПОИПКРО по методической работе. В течение 3-х лет проведены 6 региональных семинаров для учителей и администрации коррекционных школ, накоплен интересный опыт по различным направлениям деятельности учреждения. В этом же году школе-интернату вручена Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации за разработку авторских программ и методических пособий, присвоено звание Лауреата Всероссийского конкурса «Школа века».

Гордостью школы-интерната стал открытый летом 2000 года на живописном берегу реки Вишера спортивно-трудовой лагерь «Надежда» - структурное подразделение учреждения. Целью организации и функционирования лагеря стало создание реабилитационного пространства для организации социально-ориентированной, профориентационной и оздоровительной деятельности воспитанников учреждения в летний период. Программа лагеря «Здоровая семья» и подпрограмма предпрофильной подготовки «Познай себя» направлены на формирование социальной компетентности, здорового образа жизни, развитие творческого потенциала, профессиональную ориентацию воспитанников учреждения.

История становления лагеря является отдельной страницей истории учреждения – купленный в заброшенной деревне двухэтажный дом усилиями педагогов и старших воспитанников вскоре был окружен новенькими зданиями - административным корпусом, жилым домом для девочек, летней кухней, банно-прачечным корпусом, медицинским блоком. Пробурена скважина, проведено радио и телефонная связь, разбит огород, оборудованы спортивные и игровые площадки. В отдельные годы лагерь принимал до 70 воспитанников одновременно. В 2005 году опыт создания и функционирования лагеря, изложенный в проекте «Путь к здоровью» выиграл грант в конкурсе, объявленном Березниковским общественным фондом социальных проектов «Березниковский характер». Тогда же стационарный полевой оздоровительный лагерь награжден Почетной грамотой в номинации «Лучшая организация трудовой деятельности подростков городского смотра-конкурса на лучшую организацию отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в период летних каникул 2005 года». Так наш дом обзавелся загородной дачей.

Не только взрослые жили в нашем доме. Многие поколения выпускников вышли из стен школы-интерната. Грамотные специалисты, ответственные рабочие, гордость промышленных предприятий города в будущем – в детстве они были шумными, непоседливыми и любопытными мальчишками и девчонками, творческими и спортивными, не раз занимавшими призовые места на соревнованиях и конкурсах российского уровня. Чего только значат победы на Всероссийских соревнованиях по конькобежному спорту (г. Челябинск), Всероссийских спортивных соревнованиях по мини-футболу (г. Санкт-Петербург), Всероссийских спортивных соревнованиях по волейболу (г. Смоленск).

Но время неумолимо. В 2009 году в соответствии с изменившейся политикой государства школа-интернат переименована в коррекционный детский дом. Педагоги и воспитанники переехали в новый дом и обустроили его так, чтобы жить действительно по-семейному. Наш детский дом нельзя было назвать казенным. Высокие потолки, яркие интерьеры, мягкие ковры - все было приближено к домашним условиям. Попадая в этот дом, дети погружались в атмосферу тепла и заботы, семейного уюта и любви.

Ребят в детском доме тогда было немного, но все они со сложной судьбой, подчас с травмированными душами. И все они нуждались в реабилитации, помощи квалифицированных специалистов.

Получены лицензии на осуществление медицинской и образовательной деятельности. Справиться с учебной нагрузкой детям помогали педагог-дефектолог, учитель логопед. Психологическая коррекция была направлена на формирование коммуникативных навыков, снижение тревожности и агрессивности. Для работы психолога в детском доме оборудовали сенсорную комнату. Как правило дети имели не одно и не два заболевания, которые требовали медицинского вмешательства. Для лечения были открыты кабинет врача-педиатра, процедурный кабинет, медицинский изолятор.

Занятость детей всегда считалась одной из эффективных форм профилактической работы. Для этого в учреждении была создана система дополнительного образования в которую входили различные кружки, секции и факультативы: «Компьютерная грамотность», «Музыкальный калейдоскоп», «Футбол», «Семьеведение», «Мое здоровье» и другие. Большое внимание уделяли педагоги и предпрофильной подготовке по таким направлениям, как швейное дело, кулинария, столярное дело. Перед выпуском обязательным для ребят стало посещение занятий «Школы выпускника», которые вели педагог-психолог, социальный педагог и воспитатель. Наряду с этим важным моментом в социализации детей являлась их занятость в кружках и секциях города «Триатлон», «Легкая атлетика», «Плавание», «Рисование», «Теннис», «Резьба по дереву».

В решении многих вопросов в тот момент детскому дому помогает попечительский совет во главе с Джумаевой М.В. и общественные организации.

Новая глава в истории учреждения связана с реорганизацией, произошедшей в 2018 году. Центр помощи детям с ограниченными возможностями здоровья г. Березники объединяется с центром г. Соликамска. В три раза увеличился коллектив воспитанников и штат сотрудников. Территориальный охват учреждения – весь север Пермского края (города Березники и Соликамск, Александровский, Усольский, Соликамский, Красновишерский и Чердынский районы). Уникальность учреждения в настоящее время заключается в широком спектре предоставляемых услуг – центр оказывает социальные услуги в стационарной форме и на дому.

Сегодня Центр имеет три стационарных отделения реабилитации несовершеннолетних и стационарное кризисное отделение для женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации. Шесть офисов в городах Верхнекамья предназначены для работы специалистов, оказывающих социальные услуги на дому. Функционирует 11 семейных воспитательных групп. В качестве летней оздоровительной площадки для воспитанников центра, как и раньше используется стационарный палаточный лагерь «Надежда» в п. Редикор Чердынского района.

В настоящее время ГКУСО ПК «Центр помощи детям» г. Березники является достойным продолжателем традиций прошлого, умело сочетая их с технологичностью и многозадачностью, диктуемыми современными реалиями. В последние годы в деятельность учреждения прочно вошли новые образовательные и социальные технологии, разработан и внедрен ряд проектов.

Технология оказания комплексной помощи несовершеннолетним и их семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в условиях стационарного отделения для несовершеннолетних направлена на реабилитацию кровной семьи. Разработан и реализуется проект «Формула счастья –семья». Он направлен на минимизацию социального сиротства путем создания службы оказания индивидуально-ориентированной помощи семьям.

В условиях Кризисного отделения для женщин, женщин с детьми специалисты центра реализуют Технологию социального сопровождения женщин, находящихся в кризисной ситуации. Перед сотрудниками встает ряд задач - создание условий для нормализации психофизического состояния женщины; содействие в восстановлении ее социального статуса.

Повышение уровня и качества жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на основе комплексной реабилитации в раннем возрасте также являются приоритетными направлениями в работе Центра. Служба ранней помощи для детей в возрасте от 0 до 4 лет функционирует с 2018 года на базе отделения для детей младшего возраста. Работа службы выстроена путем взаимодействия специалистов: врач-педиатр, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель–дефектолог, инструктор ЛФК, массажист и воспитатель. Цель команды состоит в том, чтобы улучшить функционирование ребенка, основываясь на его сильных сторонах; дать ребенку оптимальные возможности для независимой жизни в будущем, опираясь в этом процессе на его семью.

Алгоритм работы по Технологии оказания комплексной помощи в условиях стационара несовершеннолетним, пережившим насилие, заключается в оказании экстренной психологической помощи, информировании субъектов профилактики, стабилизации эмоционального состояния ребенка, выработке им адаптивных механизмов, постреабилитационном сопровождении несовершеннолетнего и его семьи.

Для сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, окружением и собой, используется восстановительная технология, работает Служба примирения.

Технология реабилитационного досуга направлена на чёткую организацию свободного времени воспитанников с целью их психологической и социальной адаптации. В учреждении созданы и функционируют Юнармейский отряд «Крылатая пехота», вокальный коллектив «Арт-Альянс», творческий коллектив «Believe», танцевальная группа «Аллегро».

Используя технологию КТД и технологию самоуправления (кстати, этот опыт - прямое наследие школы-интерната), педагоги инициировали работу органов детского самоуправления.

Педагогами-психологами разработана и применяется технология психологической реабилитации детей, переживших вторичное сиротство, и ориентирование их на жизнь в новой семье. По результатам диагностик у 75% детей улучшилось эмоциональное состояние, произошло принятие ситуации. 70% детей выражают желание вновь проживать в новой замещающей семье.

О высокой эффективности, проводимой сегодня работы свидетельствует то, что коллектив ЦПД и отдельные педагоги отмечены наградами и благодарностями.

Трижды в современной истории учреждение становилось Лауреатом премии имени Александра Католикова, педагогический коллектив удостоен почетного звания – Лучший. В краевом конкурсе методических разработок Программа воспитания учреждения заняла первое место. Достойной победой коллектива учреждения в 2023 году стала победа на региональном уровне Всероссийского конкурса профессионального мастерства в сфере социального обслуживания в специальной номинации «Стабильность и качество».

У каждого человека должен быть - дом, дом, где тебя ждут и куда хочется приходить. И такой дом есть у ребятишек, лишенных родительского попечения или попавших в трудную жизненную ситуацию.

Работает на: Amiro CMS