Социальным заказом общества перед детским домом является компетентный выпускник, способный действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Работа учреждения по реабилитации и социальной адаптации ребенка-сироты с ОВЗ направлена на совершенствование ресурсов его саморазвития, а также на развитие тех способностей, которые могли бы компенсировать имеющиеся у него недостатки.
Однако традиционная структура, содержание, программно-методическое, информационное обеспечение, применяемые технологии, формы, методы образовательного процесса не в полной мере соответствуют поставленной задаче.
Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ, является наличие адекватной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения за ходом развития ребенка с ОВЗ, комплексную деятельность специалистов, разработку индивидуальных программ развития и коррекции, а также работу со средой, в которую интегрируется ребенок.
Переход к индивидуализации сопровождения требует учета индивидуально-типологических особенностей и образовательных потребностей каждого из воспитанников, их стартовых возможностей и способностей.
Облегчить поиск методов коррекционно-воспитательной работы позволяет вычленение групп воспитанников, обладающих сходными поведенческими чертами. На основании многолетнего наблюдения за поведением воспитанников, анализа статистики учреждения, знакомства с исследованиями в этой области, мы выделили наиболее типичные и проблемные девиации, встречающиеся среди воспитанников, и требующие коррекции:
Индивидуализация сопровождения каждой из данных групп, подбор наиболее целесообразных методов при их обучении и воспитании, алгоритмизация процесса сопровождения приведет к стабильному, заранее запланированному результату в развитии воспитанников детского дома в максимально возможных для каждого индивида пределах.
Кириллова Татьяна Леонидовна, директор детского дома
Создание индивидуально-ориентированной технологии, основанной на алгоритмизации процесса сопровождения воспитанников детского дома с учетом ведущего типа поведенческих отклонений.
Воспитанники учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, имеющие ярко выраженные поведенческие отклонения, в т.ч. инвалидность по нервно-психическому заболеванию, 15 человек. На 2014-2015 уч.год:
Организация процесса индивидуально-ориентированного сопровождения воспитанников детского дома на основе алгоритмизации деятельности; социальная адаптация выпускников детского дома; формирование пакета документов, описывающих внедрение технологии индивидуально-ориентированного сопровождения воспитанников детского дома.
2013 – 2015 гг.