Пять лепестков

Социальным заказом общества перед детским домом является компетентный выпускник, способный действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Работа учреждения по реабилитации и социальной адаптации ребенка-сироты с ОВЗ направлена на совершенствование ресурсов его саморазвития, а также на развитие тех способностей, которые могли бы компенсировать имеющиеся у него недостатки.

Однако традиционная структура, содержание, программно-методическое, информационное обеспечение, применяемые технологии, формы, методы образовательного процесса не в полной мере соответствуют поставленной задаче.

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ, является наличие адекватной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения за ходом развития ребенка с ОВЗ, комплексную деятельность специалистов, разработку индивидуальных программ развития и коррекции, а также работу со средой, в которую интегрируется ребенок.

Переход к индивидуализации сопровождения требует учета индивидуально-типологических особенностей и образовательных потребностей каждого из воспитанников, их стартовых возможностей и способностей.

Облегчить поиск методов коррекционно-воспитательной работы позволяет вычленение групп воспитанников, обладающих сходными поведенческими чертами. На основании многолетнего наблюдения за поведением воспитанников, анализа статистики учреждения, знакомства с исследованиями в этой области, мы выделили наиболее типичные и проблемные девиации, встречающиеся среди воспитанников, и требующие коррекции:

  1. употребление ПАВ;
  2. половые девиации;
  3. бродяжничество;
  4. агрессивность;
  5. психопатоподобное поведение.

Индивидуализация сопровождения каждой из данных групп, подбор наиболее целесообразных методов при их обучении и воспитании, алгоритмизация процесса сопровождения приведет к стабильному, заранее запланированному результату в развитии воспитанников детского дома в максимально возможных для каждого индивида пределах.

Руководитель проекта

Кириллова Татьяна Леонидовна, директор детского дома

Цели

Создание индивидуально-ориентированной технологии, основанной на алгоритмизации процесса сопровождения воспитанников детского дома с учетом ведущего типа поведенческих отклонений.

Задачи

  1. Обосновать и опытно-экспериментальным путем апробировать комплекс методов, приемов и форм педагогического воздействия на воспитанников с различным характером отклонений в поведенческом плане; выработать алгоритмы работы для каждого типа девиаций.
  2. Определить результаты индивидуально-ориентированного сопровождения для каждой группы воспитанников.
  3. Разработать механизмы отслеживания динамики и результатов развития ребенка.
  4. Привлечь научных работников для участия в реализации проекта, консультирования.
  5. Сформировать пакет документов, описывающих технологию индивидуально-ориентированного сопровождения воспитанников детского дома.

Целевая группа

Воспитанники учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, имеющие ярко выраженные поведенческие отклонения, в т.ч. инвалидность по нервно-психическому заболеванию, 15 человек. На 2014-2015 уч.год:

  • Употребление ПАВ – 4 человека.
  • Половые девиации – 3 человека.
  • Бродяжничество – 4 человека.
  • Агрессивность – 4 человека.
  • Психопатоподобное поведение – 4 человека.

Ожидаемые результаты

Организация процесса индивидуально-ориентированного сопровождения воспитанников детского дома на основе алгоритмизации деятельности; социальная адаптация выпускников детского дома; формирование пакета документов, описывающих внедрение технологии индивидуально-ориентированного сопровождения воспитанников детского дома.

Сроки реализации проекта

2013 – 2015 гг.

Документы

Работает на: Amiro CMS