Самоуправление в ЦПД

В настоящее время в России идёт процесс формирования новой системы образования. Модернизация выводит на первый план идею личностно-развивающего воспитания: выявление и развитие потенциальных возможностей каждого ребёнка, создание условий для самореализации личности.

В современных условиях стал востребован человек, способный принимать активное участие в преобразовании окружающей деятельности, не боящийся брать на себя ответственность, то есть обладающий позицией лидера.

Процесс подготовки лидеров представляет собой сложное развивающееся явление, в котором активно взаимодействуют объективные и субъективные факторы формирования личности. Ведь от того, кто выступает в роли организатора, зависит успешность решения организаторских задач. Обучение детей процессом управления собой, своей жизнью в коллективе, обучение всех детей основам демократических отношений в обществе – и есть суть детского самоуправления.

Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. САМОУПРАВЛЕНИЕ – управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего. Участие и помощь каждого в охранении порядка, без помощи правительства (словарь Даля). Развитие самостоятельности подразумевает поэтапную передачу детям прав и обязанностей по мере развития детского коллектива и формирования готовности лидеров-организаторов из числа детей к организации своих товарищей. В последнее время развитию самоуправления стало уделяться большое внимание. Однако анализ изученных трудов, позволяет сделать вывод, что проблема детского самоуправления недостаточно проработана, применительно к детскому социальному учреждению.

В Центре помощи детям основная часть поступающих воспитанников – социальные сироты со своей неблагополучной историей развития. Контингент воспитанников разнообразный, но подростков объединяет склонность к необдуманным поступкам и риску, различные виды учета в системе субъектов профилактики, неумение оценивать степень опасности и стремление к независимости, нарушение коммуникативных связей, воспитанники зачастую не способны самостоятельно организовывать свою жизнедеятельность. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, очень быстро впитывают в себя постоянную заботу, опеку над ними, характер их проживания быстро становится иждивенческим.

Работа детского самоуправления в центре помощи детям имеет большее значение, чем в любом другом учреждении и является одним из наиболее значимых режимов протекания деятельности несовершеннолетних и взрослых. Самоуправление – это необходимый компонент содержания современного воспитания личности воспитанника, который даёт возможность его физическому, психическому и духовному развитию.

Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники получают возможность влиять на политику учреждения – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация центра, так и через собственную активность в управлении внутренними процессами. Самоуправление делает жизнь воспитанников полноценной и насыщенной. Работа самоуправления дает детям возможность почувствовать себя в роли хозяина, творца своего проживания. Кроме этого она необходима и полезна для будущей успешной социализации в обществе, для содержательно-продуктивного общения, для научения детей реализовать себя в рамках тех или иных социальных ролей.

Т.о. детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива воспитанников, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

В самоуправлении задействованы воспитанники в возрасте 13 – 18 лет, так как именно в этот период формируется система социально – значимых черт человека, определяется его включенность в общественные отношения. Происходит осознание своего «я», осмысление своего места в жизни, идёт активный поиск нравственных ориентиров.

Цели и задачи самоуправленческой деятельности в ЦПД реализуются через три направления:

  1. Сплочение детского коллектива.
    Становление и развитие личности ребенка должно проходить в коллективе, а рядом должен быть педагог, который придет на помощь. Коллектив – (с лат. «собирательный») относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной задачи. Следовательно, в коллективе должно быть сотрудничество, как между детьми, так и между детьми и взрослыми.
    С этой целью в учреждении проводится определение степени готовности детского коллектива к самоуправлению (диагностика, анкетирование, наблюдение и т.д.), беседа по этике человеческих отношений «Мы выбираем, нас выбирают», совместный педагогов и воспитанников семинар-практикум для «Развитие детского самоуправления как условие социализации», игры на командообразование.
  2. Выработка организаторских и лидерских качеств личности воспитанников. Проводятся теоретические и практические занятия 1 раз в неделю по 40 – 60 минут. Блок включает 33 занятия, на которых у воспитанников формируются организаторские умения и навыки на основе моделированных управленческих ситуаций (развитие личностных качеств). Занятия проводятся педагогом-психологом, воспитателем, привлеченными специалистами.
  3. Управленческую практику, т.е. работу воспитанников в органах самоуправления.

Самоуправление на уровне семейной группы

Самоуправленческая деятельность в семейной группе осуществляется в разных видах:

  • участие в планировании, разработке, проведении и анализе ключевых дел семейной группы (через общие собрания);
  • выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений;
  • организация творческих дел и дежурств по семье и ЦПД;
  • деятельность советов дел при подготовке любого КТД.

Общее собрание группы является наиболее гибкой и доступной формой привлечения всех к самоуправлению. Собрание:

  • Обсуждает все вопросы жизнедеятельности своей группы и принимает соответствующие решения.
  • Каждому воспитаннику предоставляется право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива.
  • Главное и основное в работе собраний – это обсуждение и принятие важных решений о деятельности коллектива, рассмотрение и утверждение плана жизнедеятельности семьи, заслушивание отчетов о выполнении решений отдельными воспитанниками.

Самоуправление группы, как любого другого первичного коллектива, складывается из распределения конкретных обязанностей между определенными воспитанниками, выбора ответственных за наиболее важные секторы работы. Общее собрание группы выбирает главу семейной группы. Он руководит делами группы, информирует, представляет интересы группы на Совете глав семей, контролирует организационные моменты и творческий процесс, следит за дисциплиной и посещаемостью занятий.

На общем собрании группы выбирается также актив семейной группы, распределяются общественные поручения среди воспитанников.

Критерии отбора воспитанников в актив семейной группы:

  • активная жизненная позиция;

  • организаторские способности;

  • наличие авторитета среди воспитанников и педагогов;

  • отсутствие проступков и правонарушений.

Перечень основных общественных поручений:

  • Глава семейной группы, заместитель главы.

  • Физорг группы, заместитель физорга.

  • Ответственный за культмассовые мероприятия.

  • Ответственный за посещаемость (школы и дополнительных занятий) и дисциплину.

  • Ответственный за дежурство.

  • Ответственный за редколлегию.

Актив группы непосредственно работает под руководством воспитателя. Периодичность выбора главы и актива – 1 раз в полугодие (январь, сентябрь), возможны досрочные выборы при выбытии воспитанников.

Ответственный за посещаемость и дисциплину:

  • Обеспечивает соблюдение и выполнение каждым воспитанником Правил внутреннего распорядка.

  • Способствует сознательному отношению воспитанников к учебной деятельности.

  • Обеспечивает информирование о работе самоуправления в семье, о предстоящих мероприятиях.

  • Организует проведение интеллектуальных игр, марафонов и т.д.

  • Является членом Учебного совета.

  • Ведет «Журнал дисциплины воспитанников семейной группы».

Ответственный за культмассовые мероприятия:

  • Создает условия для самореализации творческого потенциала каждого воспитанника через КТД группы (распределяет между ребятами поручения по подготовке мероприятий; организует оформление праздников, конкурсов, вечеров).

  • Организует проведение вечеров отдыха, праздников, театральных постановок;

  • Способствует расширению кругозора воспитанников.

  • Принимает пожелания воспитанников о культпоходах и экскурсиях.

  • Может являться членом Творческого совета.

  • Ведет «Журнал внутренних мероприятий семейной группы»

Ответственный за редколлегию:

  • Организует выпуск газеты семейной группы, подбор материала для презентации на официальном сайте учреждения внутренних мероприятий семейной группы.

  • Отвечает за оформление уголка семьи.

  • Организует смотры-конкурсы плакатов, рисунков в группе.

  • Может являться членом Творческого совета.

Физорг:

  • Проводит утреннюю зарядку.

  • Способствует созданию условий для формирования здорового образа жизни.

  • Организует и проводит спортивные мероприятия, спортивные игры.

  • Вовлекает ребят в спортивные секции и кружки, в спортивно-массовые мероприятия всех уровней.

  • Знакомит воспитанников семьи с правилами безопасного поведения, ведет пропаганду здорового образа жизни.

  • Отвечает за сбор и учет информации о спортивных достижениях воспитанников семейной группы.

  • Является членом Спортивного совета.

Ответственный за дежурство:

  • Контролирует санитарно-гигиеническое состояние спальных комнат, комнаты отдыха, кухни, раздевалки.

  • Следит за внешним видом воспитанников семейной группы.

  • Следит за чистотой территории Центра, закрепленной за семейной группой.

  • Ведет «Журнал дежурства в семейной группе».

  • Является членом Трудового совета.

В качестве законных общественных прав детским коллективам, лидерам этих коллективов, необходимо:

  • дать возможность самим планировать свою работу;

  • проводить свои дела, особенно традиционные;

  • давать возможность регулярно обсуждать свои дела, анализировать проделанную работу;

  • все соревнования, конкурсы, организованные лидерами, оценивать самими воспитанниками, дать возможность детям самим выносить решение;

  • надо сделать нормой заботу старших о младших.

Задачи, реализуемые воспитателем, в процессе развития самоуправления в семейной группе:

  1. организовать деятельность актива самоуправления, помочь им в определении целей и плана действий;

  2. помочь самоуправлению в освоении КТД, в распределении творческих поручений, дать ребятам алгоритм выполнения поручений; учить умению работать в группе, команде, коллективно решать поставленные задачи, вести спор;

  3. через организацию КТД, через деятельность актива самоуправления создать в группе атмосферу дружбы, взаимопомощи, общей заботы; показать значение норм, правил, традиций в жизни коллектива;

  4. развивать коммуникативные способности воспитанников, культуру общения, развивать умение каждого свободно и раскованно держать себя в коллективе сверстников;

  5. через участие каждого в КТД учить умению командовать и подчиняться, умению правильно вести себя в игре; в индивидуальных беседах с ребятами помогать им правильно организовывать выполнение поручения, правильно строить свои отношения с товарищами, с учителями, избегать конфликтов.

Для наиболее полной реализации данной программы необходимо организовать всю деятельность воспитанников через коллективные творческие дела (КТД).

Организация коллективной творческой деятельности проходит в несколько этапов, которые видоизменяются и дополняются исходя из целей и задач учреждения.

На первом этапе воспитатель, непосредственно отвечающий за подготовку дела, отталкиваясь от предыдущего уже накопленного опыта, продумывают содержание нового дела, выдвигают различные идеи.
На втором этапе проводится коллективное планирование. Здесь собираются воспитатель и дети, работа проводится в микрогруппах. Здесь звучат идеи детей, предлагается точка зрения воспитателей. В результате совместного обсуждения рождается новое содержание и рассматривается вопрос: кто и за что будет отвечать при подготовке и проведении дела, составляется план подготовки.
На третьем этапе идёт коллективная подготовка дела. Для подготовки и проведения любого КТД создаётся специальный орган – Временный совет дела. Данное объединение действует только во время подготовки и проведения КТД.
На четвёртом этапе проводится коллективное творческое дело. КТД проводится в форме игры. Здесь сообщаются тема, цель, задачи, этапы, задания по этапам. Цель данного этапа – накопление знаний, умений. На этом этапе, каждый воспитанник может найти себе дело по душе (изготовить поделку, сшить костюм, написать сценарий праздника и. т. д.). Результат данного этапа – выпуск тематических газет, плакатов - молний, изготовление поделок и другое. Заканчивается этап выставкой творческих работ (работы индивидуальные, групповые, коллективные), викториной и игровым КТД. На пятом этапе проводится коллективное подведение итогов. Здесь оцениваются результаты работы, соотношение полученного результата и запланированного. Обсуждаются вопросы: Как было организовано КТД? Что мы узнали друг о друге? Что сделал лично я, чему научился, что узнал? Отмечаются успехи и вклад каждого воспитанника.

Самоуправление на уровне центра помощи детям

Высшим органом детского самоуправления центра является Совет глав семей, который созывается по мере необходимости не реже 1 раза в квартал (далее Совет).

Совет является выборным руководящим органом; членами Совета становятся главы семей (1 несовершеннолетний от каждой семьи), 4 взрослых сотрудника из числа педагогического состава (выбираются на Педагогическом совете), 1 представитель внешней общественной организации. В случае снятия полномочий члена Совета, новый представитель от семьи избирается группой в течение недели. Руководит Советом глав семей – Председатель, избираемый из числа членов Совета путем открытого голосования.

Совет глав семей обладает следующими полномочиями:

  1. координирует деятельность всех подструктур самоуправления – Советов, планирует и организует и анализирует воспитательно-образовательные мероприятия, жизнедеятельность коллектива воспитанников в рамках коллективного творческого дела «Мой дом – моя семья»;
  2. организует самообслуживание воспитанников, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в центре. Выступает с инициативами по различным вопросам, в том числе, по благоустройству, вносит предложения в администрацию Центра;
  3. на своих заседаниях обсуждает и утверждает планы подготовки и проведения важнейших детских мероприятий, заслушивает отчеты о работе Советов, органов самоуправления семей и принимает по ним необходимые решения, заслушивает информацию и отчеты ответственных лиц самоуправления о выполнении решений Совета глав семей;
  4. решает вопросы поощрения и наказания воспитанников, принимает решения об ответственности воспитанников в соответствии со своими полномочиями, представляет и защищает права своих членов перед администрацией Центра;
  5. избирает из своего состава руководителей направлений коллективно-творческого дела «Мой дом – моя семья» (1 воспитанник и 1 педагог):
    — «Законы нашего дома» (гражданское воспитание, профилактика антиобщественной жизни, учебная деятельность);
    — «В своем доме я хозяин» (трудовое воспитание, финансовая грамотность, социально-бытовое самообслуживание);
    — «Здоровая семья» (ЗОЖ, профилактика социально-опасных заболеваний);
    — «Семейные ценности» (личностное развитие, творчество).
    Руководители направлений ведут постоянную работу с членами самоуправления по своему направлению.
  6. подводит в конце года (декабрь) итоги КТД «Мой дом – моя семья», определяет лучшую семью, победителей номинаций.

Работает на: Amiro CMS